Медитация

 

   О МЕДИТАЦИИ

 

   Понятие медитации изначально пришло в нашу культуру из восточных практик духовного совершенствования и в последнее время почти утратило ореол таинственности и мистицизма. Все больше людей знают о медитации не только из книг, но из своего практического опыта. Если поначалу это были в основном независимые энтузиасты-экспериментаторы, то сейчас медитация стала необходимой частью групповых занятий йогой и тренингов личностного роста все больше применяется и рекомендуется специалистами в различных областях медицины и психотерапии.

   Медитация является очень многогранным методом самосовершенствования и исследования внутреннего мира и совершенно по-разному многими понимается. Сегодня в мире существуют сотни направлений медитации, в которых применяются тысячи конкретных способов и техник.

   Обычно в нашей западной культуре под медитацией подразумевается то, что будет правильнее называть аутогенной тренировкой, когда человек учится сосредотачиваться на определенных образах и состояниях в трех основных сознательных областях – во внутренних телесных ощущениях, чувствах внешнего восприятия и в уме. В более узком представлении, медитацией считается сидение в специальной позе и концентрации своего внимания на чем-то одном, например, на дыхании, звуках мантры, внешнем объекте, священном образе или на каком-нибудь предмете или теме для размышления. Часто даже сам термин медитация переводится как сосредоточение, или сосредоточенное размышление о чем-то.

   При более внимательном, осознанном взгляде на множество существующих объяснений и способов медитации можно выделить наиболее простые изначальные качества, которые раскроют ее сущность.

   В первую очередь, медитация – это сама жизнь, максимально осознаваемая в каждое мгновение настоящего. Жизнь, переживаемая предельно искренне и тотально в любом из проявлений целостного по своей истинной природе человека.

   Специально говорить о медитации имеет смысл лишь потому, что большая часть жизни современного человека состоит из искаженного «эго» восприятия реальности и почти неосознаваемого, механически повторяемого, фрагментарного ее переживания. Несомненно, что на фоне общепринятой в обществе жизни психическая гармония и целостность воспринимаются сегодня, подобно линии горизонта, скорее недостижимым идеалом, чем эталоном реальности любого переживания.

   Состояние сознания, а вернее сказать, осознания, которое достигается в медитации, как правило, очень редко встречается в повседневности и поэтому его принято называть необычным или измененным. Но оно не является трансом или возвышенными видениями, оно имеет отношение к восприятию и переживанию того, что появляется каждое мгновение – «здесь и сейчас», того, что принято считать обыденной жизнью.

    Это то совершенное состояние непрерывного присутствия духа и гармонии, к которому стремятся все духовные искатели и религиозные люди. Достигших его называют просветленными или святыми, теми, кто познал Бога при жизни. Принять это состояние присутствия души и ясного, наполненного светом сознания, как вполне достижимое и необходимое сейчас каждому человеку, мешают две крайности существующие в наших представлениях об этом.

   Первая из них заключается в канонизации облика тех немногих Учителей и святых, вокруг которых собиралось множество людей и создавались религии, и убеждение в их несомненной исключительности.

    Вторая крайность проявляется в обыденном затирании духовных основ жизни и успокоительной заменой их множеством культурных и псевдокультурных ценностей, преподносимых в усредненном и произвольно смешанном виде авторитетными в данное время в обществе людьми. Результат плюралистического объединения множества ярких открытий и духовных достижений человечества подобен эффекту от смешивания красок разного цвета, во всех случаях, когда их более трех, проявляется только серый цвет.

    И все же неизбежная серость общественного усреднения неспособна полностью скрыть ткань истинной реальности, ведь реальность заключается во всем – как в великом, ценимом и искажаемом большинством людей, так и в малом, обычно ими не замечаемом.

    Это малое проявляется, когда мы самозабвенно увлечены интересным делом, когда мы чем-то искренне восхищены, удивлены или обрадованы, когда полностью слушаем, если слушаем, когда полностью смотрим, если смотрим, когда полностью мыслим, если мыслим, то есть когда, переживая то или иное состояние, мы делаем это целостно – от души и всем сердцем. И оно проявляется всегда, когда мы любим, и не только кого-то или что-то, а именно в любви как состоянии души, в созвучии сердца и ума, когда в них уже нет места для эгоистического «я».

   И та незаметная, но огромная энергия мыслей и чувств, которая обычно расходуется на непрерывное создание и поддержание своего личного «эго», как застывшего представления о самом себе и привычки сравнения с другими, со всеми его проблемами и амбициями, мнениями и бесконечными сравнениями всего относительно себя самого, вдруг освобождается, словно вспыхнувшее пламя. В эти секунды, а порою минуты и часы, которые мы тогда совсем не замечаем - время вдруг исчезает, мы действительно живем, наполняясь жизнью и сливаясь с ней в едином потоке реальности.

    В медитации ты возвращаешься в настоящее и вновь переживаешь момент Истины: «Лучшее, что я могу сделать, это то, что я делаю сейчас. Этот самый момент уже настал». В актуальности настоящего момента не существует мысли. Это не значит, что мышление остановлено и прекратилось. Это значит, что ты сейчас присутствуешь в том пространстве, из которого рождаются мысли. Это пространство живое, оно наша общая изначальная бытийность.

    В свете полученного медитативного опыта сущность медитации понимается как состояние чистой осознанности, когда воспринимающий субъект, сам процесс восприятия и его объект сливаются в одно целое. И это происходит уже не в личном сознании медитирующего, не в привычном фокусе его внимания, направленного на объект. Медитация – это выход сознания за пределы ума и любой точки фиксации психической энергии личного сознания на самом себе или объекте. Это восприятие без центра и периферии, субъекта и объекта, «я» и другого. Это чистая сознательная энергия жизни, единое изначальное волшебное сознание в котором зарождаются все миры.

    Чего мы хотим или можем достичь с помощью медитации?

    Ничего. Мы так полны чего-нибудь, чего-то, сами не зная чего. Медитация это не достижение, напротив – избавление, аннигиляция всех «чего», результатом которой является полное Ничего. И только в нем осознается Всё. Всё что доступно нашей жизни именно сейчас.

    Медитация – упрощение чрезмерно усложнившейся хаотической деятельности сознания и освобождение прежде загроможденного, замусоренного пространства личного сознания для жизни. Это чистое пространство в моем уме и сердце, где они оба могут быть вместе, а я могу оставаться собой: тогда дома только я, а не все, как принято («У тебя не все дома»).

    В процессе медитации вы никуда не стремитесь и ничего не достигаете. Медитация это не средство достижения, медитация сама по себе есть цель, когда вы находитесь в медитации вы уже пробуждены, вы становитесь Буддой, вы попадаете в нирвану – в неразрывное, единое пространство жизни.

    Когда медитация заканчивается, и вы возвращаетесь в свое обычное состояние ума с его постоянной обусловленностью всем вашим прошлым и будущим в сознании остаются следы ваших путешествий. А когда медитация становится неотъемлемой частью вашей жизни в вашем сознании появляется протоптанная тропинка, с каждым разом эта тропинка становится шире, и наступает момент, когда запредельное входит в вашу обычную жизнь. И тогда каждый ее миг становится медитацией, обретает ее глубину и безбрежность, сливается с самой жизнью в ее непрерывном обновлении и неразрывным потоком внутри и вокруг вас.

 

    О. Денисенко